эмблема ДООБ - лесовик дистанционная обучающая олимпиада по биологии дистанционная обучающая олимпиада по биологии

Сборник статей научно-практического семинара
"Лекарственные растения" в школьной биологии"

От кого: Васина Марина Александровна, учитель биологии школы 114 г. Москвы
Тема: Летняя практика
Дата: 27 марта 2002

Здравствуйте, коллеги!

Биология - наука , изучающая живые организмы. Но изучать живые организмы в отрыве от природы нельзя. Да, на уроках мы с вами часто используем гербарии, муляжи , фрагменты диафильмов и видеофильмов, проводим экскурсии в природу, но этого недостаточно. Организмы необходимо изучать в среде их обитания. Поэтому появилась мысль о проведении летней практики для учащихся 6-х классов.

Летняя практика по ботанике имеет важное значение в обучении учащихся и является важной частью биологического образования, так как объект изучения данного курса - флора и растительность данной местности.

Цель практики - ознакомление учащихся с многообразием растительности данной местности, методами и приемами изучения растений.

Главные задачи:

  • знакомство с фитоценозами, характерными для территории, на которой проходит практика,
  • знакомство с флорой района практики,
  • выявление основных признаков растительного сообщества и условий их обитания,
  • овладение методикой полевого изучения растительного сообщества,
  • выявление роли хозяйственной деятельности человека, овладение элементарными правилами охраны природы при проведении экскурсий,
  • приобретение навыков проведения экскурсий в природу, оформления результатов наблюдений.
  • оформление материалов, используемых в дальнейшем для лабораторных работ.

Организация и проведения практики.

Практика проводится в первых числах июня для учащихся 6-х классов, заинтересовавшихся ботаникой, в течении 5 дней под руководством учителя (можно ввести как один из разделов программы кружка). Для разработки занятий можно привлечь учителей географии и экологии.

Целесообразность проведения практики после 6 класса обосновывается следующими критериями:

  • изучена в основном морфология растений
  • изучены среды обитания организмов (на уроках природоведения)
  • учащиеся познакомились с различными видами взаимодействия растений со средой
  • повышение познавательной активности и интереса.

Каждый день начинается или с экскурсии или с лекции, заканчивается обработкой собранного материала или оформлением результатов.

Тематика занятий

1. Вводный инструктаж.

Поскольку на практику отводится немного времени, большое значение имеет подготовительная работа. Она включает подробную консультацию учителя о задачах и целях практики, особенностях ее проведения, знакомство с литературой и гербарием широко распространенных растений местности, подготовка необходимого оборудования.

2. Знакомство с флористическим составом отдельных фитоценозов района практики (экскурсия)

Обзорный маршрут пересекает различные ландшафты. Учащиеся знакомятся с растениями лугового, лесного, болотного фитоценозов. Одновременно обращается внимание на эколого-морфологические особенности растений различных местообитаний. Во время экскурсии учащиеся делают соответствующие записи и зарисовки, необходимые для оформления результатов.

3. Знакомство и изучение лекарственных растений данной местности (экскурсия)

Во время экскурсии знакомятся с лекарственными растениями (брусника, черника, пижма обыкновенная, тмин, ива белая, льнянка обыкновенная, полынь горькая, горец змеиный, цикорий обыкновенный, чистотел большой, ольха серая, пастушья сумка, астрагал шерстистоцветковый, буквица лекарственная и другие), местами их произрастания.

Так же во время экскурсии учащиеся делают зарисовки лекарственных растений, проводят их описание по плану:

  1. морфологические признаки: стебель, листья , цветки, плоды,
  2. условия произрастания,
  3. взаимосвязь с средой.

Если учащихся много , то можно разделить их на группы, которые получают в заданиях различные растения.

4. Лекарственные растения

Обработка, обобщение и оформление полученных материалов:

1 лист - рисунок растения,
2 лист- морфологическое описание,
3 лист - условия произрастания, взаимосвязь со средой,
4 лист - систематика растения,
5 лист - лекарственные свойства (с помощью учителя),
5 лист - гербарный экземпляр растения, если позволяют условия.

При оформлении материалов учащиеся используют дополнительную литературу. Для сохранности полученных результатов и их дальнейшем использовании желательно оформлять материалы на листах формата А-4.

5. Антропогенные изменения в растительных сообществах (экскурсия - рейд)

Визуальное знакомство с антропогенным влиянием на природу, рейд по частичному устранению этого влияния (уборка части территории лесного массива от мусора и бурелома, проводится по согласованию с лесничеством).

Обработка и оформление материалов , можно выпустить фотогазету с описанием зафиксированных данных и своих предложений по охране природы.

6. Итоговое занятие

Может быть проведено в форме семинара, конференции. Отчет о летней практике может быть оформлен в виде выставки, газеты, папки.

Дорогие коллеги! Это еще пока теоретические разработки, которые планируется реализовать в этом учебном году. Была бы рада узнать, у кого из вас есть практика работы подобного рода.

 

Отзыв Федоровой Ольги Николаевны и Лукашенко Ирины Викторовны, учителя биологии лицея 74 г. Омска

Отзыв Мининой Зои Борисовны, методист по биологии ОМЦ СЗУО г. Москвы, ведущая семинара

ОтзывЧухрий Ольги Юрьевны, учитель биологии школы Личность, г. Москва

Отзыв Мельковой Веры Ивановны, учитель биологии школы 148, г. Омск

 

К списку статей...

 


 

 

 

Обновление:

Редактор сайта: Андрей Калеников
письмо редактору сайта

РЕКЛАМА:
За содержание баннеров
отвечает рекламодатель