Сборник статей научно-практического семинара "Лекарственные растения" в школьной биологии"
От кого: Тюряхина Ольга Владимировна, учитель биологии школы 1900 г. Москвы
Тема: Мероприятия по теме "Лекарственные травы"
Дата: 24 марта 2002
Здравствуйте, коллеги!
Я согласна с мнением, что сейчас мало времени и внимания уделяется на тему "Лекарственные растения и их применение". На мой взгляд эта тема достаточно интересная и нужная для ёе рассмотрения. Я бы хотела поделиться своим опытом и предложить для рассмотрения несколько интересных мероприятий, проведённых мною в школе 1900.
Круглый стол (7 - 9 классы)
Тема: "Растения - целостный организм".
Цели:
- Предоставить учащимся возможность реализовать свои индивидуальные способности через разнообразие учебной деятельности.
- Сформулировать понятия: биология, флора, побег, корень, цветок, плод...
- Использовать учебные пособия в качестве источника знаний.
- Сформулировать результаты наблюдений, опроса.
Класс разделяется на 4 группы: информаторы, наглядная агитация, критики, аналитики.
Все учащиеся готовят материал к следующему уроку. Информаторы излагают материал по теме "Растения - целостный организм", учитывая особенности лекарственных растений. Другие же учащиеся не только слушают, но и дополняют, если могут. Задача наглядной агитации - показать как можно больше иллюстраций, таблиц, плакатов и открыток по данной теме.
Критики критикуют работу двух групп и добавляют информацию. Самая же ответственная работа лежит на аналитиках. Они анализируют работу групп и проводят опрос команд по данной теме. В конце урока подводятся итоги урока и выставляются оценки. Таким образом мне кажется, что такая форма обучения наилучшая, так как материал лучше воспринимается, а у детей есть возможность свободно поговорить на данную тему и высказать своё собственное мнение, чего им не удаётся на обычных уроках.
Внеклассная работа (5 - 10 классы)
Тема: "Праздник цветов".
Каждый класс (с 5 по 10) составляет свою экибану - композицию из цветов и готовится её защищать. В своей защите можно использовать придуманные танцы, песни, стихи, сказки, плакаты и всё, что можно себе вообразить. В начале праздника дети из младших классов загадывают загадки жюри (все учителя и родители детей).
Например:
1. Есть один такой цветок,
Не вместить его в венок.
На него подуй слегка -
Был цветок и нет цветка. (Одуванчик)
2. Четыре ярко - красных
Блестящих лепестка
И зёрнышки в коробочке
У этого цветка. (Мак)
Затем начинается защита экибанов. В конце защиты жюри совещается и выдаёт грамоты с номинациями: "Приз зрительских симпатий", "Приз за красоту", "Приз за самую лучшую песню"... Затем проводится викторина среди всех участников праздника по теме: "Лекарственные растения". Таким образом дети изучают материал через игру.
Летнее задание. (5 - 10 классы)
Тема: "Лекарственные растения".
Оформить в виде плаката:
- Описание увиденных лекарственных растений.
- Применение увиденных лекарственных растений в медицине.
- Правила заготовки увиденных лекарственных растений.
Отдельно:
4. Приготовить гербарий из увиденных лекарственных растений.
Проделав эту работу ученики сами сделают вывод о значении лекарственных растений в природе и для медицины вовремя удобного для них времени - отдыхе.
Отзыв Мининой Зои Борисовны, методист по биологии ОМЦ СЗУО г. Москвы, ведущая семинара
Отзыв Васиной Марины Александровны, учитель биологии школы 114 г. Москва
К списку статей...
|