Сборник статей научно-практического семинара "Лекарственные растения" в школьной биологии"
От кого: Минина Зоя Борисовна, методист по биологии ОМЦ СЗУО г. Москвы, ведущая семинара
Тема: "Лекарственные растения на пришкольном участке"
Дата: 24 марта 2002
Здравствуйте, коллеги!
Совсем недавно вышла статья М.В.Куликовой (сотр. Биологического музея им.К.А.Тимирязева) "Лекарственные сады" в газете "Биология", 8, 2003 г. Фрагмент этой статьи ("Лекарственные растения на пришкольном участке") может быть интересен в качестве методического руководства. В связи с тем, что газету "Биология" выписывают не все, приведу здесь этот фрагмент. К сожалению, отсканировать его не удалось.
"Изучение природной флоры вообще и лекарственных свойств местных растений в частности традиционно для русской школы. В наши дни, когда повсеместно расширяются экологические программы, создаются специализированные лицеи и гимназии, отделения и кружки в домах детского творчества и на юннатских биостанциях, это особенно актуально. Мы затронем некоторые аспекты школьной и внеклассной работы с детьми по изучению лекарственной флоры Подмосковья.
Если на вашем пришкольном участке еще не сложился определенный тип растительности и есть небольшое пространство, то его можно использовать с максимальной отдачей, разместив нанем "лекарственный огород". Растения можно группировать по следующим темам: травы, используемые для лечения определенного заболевания, лекарственно-пищевые культуры, сад для пчел, сад сухоцветов, альпийская горка, лекарственные растения для искусственного водоема и т.п.
Среди лекарственных растений есть очень ядовитые, употреление которых может вызвать тяжелые отравления, а вбольших дозах привести к смертельному исходу (многие виды семейства пасленовых и лилейных!). Мы не рекомендуем выращивать их на пришкольных участках!
Школьникам необходимо объяснить, что многие лекарственные травы используются в различных сборах, применяются против нескольких заболеваний при определенных способах приготовления и в точных дозировках. Передозировка лекарственных растений, а тем более самостоятельное применение ядовитых растений может быть смертельно опасно для здоровья. Растения, выращенные в городе, могут накопить токсичные вещества, тогда их использование нанесет непоправимый вред здоровью. Поэтому растения с лекарственного огорода нельзя использовать для самолечения.
Работа по созданию лекарственных огородов не пришкольном участке позволит школьникам не только приобрести агротехнический опыт возделывания тех или иных культур, но и лучше узнать флору Подмосковья и различных фитоценозов. Для этого ребята под руководством учителя на занятиях кружка или самостоятельно, пользуясь соответствующей литературой, должны пройти несколько курсов подготовки:
- научиться пользоваться библиотечным каталогом, справочной ботанической литературой, втом числе определителями растений;
- познакомиться с биологическими, морфологическими, экологическими характеристиками конкретных видов лекарственных растений;
- ознакомиться с основными понятиями геоботаники и фитоценологии на доступном для детей данного возраста уровне;
- научиться делать ботанические описания и закладку гербария.
При проведении преподавателем экскурсий на природу следует обратить внимание учащихся на экологические условия произрастания лекарственных видов, разнообразие их жизненных форм, на виды, соседствующие в фитоценозе. На экскурсии ребята при помощи учителя делают описание флористического состава конкретного фитоценоза, дают геоботаническую характеристику данному виду, отмечают условия произрастания, собирают семенной и вегетативный посадочный материал.
Перед посадкой растений школьники с помощью преподавателя оценивают почвенно-климатические условия участка, отведенного под лекарственный огород, проводят предварительную обработку почвы и подбирают виды, наиболее подходящие для данного места произрастания, группируя их по семействам. Первоначально лучше осуществить посадку вегетативным способом - растения быстрее приживаются, а осенью этого же года или весной следующего года можно провести посев этих же видов семенами. Высаженные растения следует снабдить этикетками.
В дальнейшем школьники под руководством преподавателя могут проводить научно-исследовательскую работу. Для начала следует создать систематическую картотеку (как базу данных в компьютере или на карточках) лекарственных видов растений, высаженных на участке, кудавнести следующие данные о виде:
- систематическое положение;
- морфологическое описание вида с приложением гербарного материала;
- возможные способы размножения, распространение вида с указанием ареала по России в целом и по Московской области (для этого можно использовать атласы ареалов лекарственных растений);
- данные о численности вида в пределах Московской области (особо отметить охраняемые и редко встречающиеся виды);
- историю использования растения в медицине разных стран;
- указать, какие части растения используются в медицине,сроки сбора сырья;
- способы применения лекарственного растения в научной и народной медицине;
- отметить другие возможности использования (декоративность, пищевые качества, использование в оранжировке);
- сведения о легендах,мифах, поверьях, связанных с растением.
В последующие годы школьники могут проводить фенологические наблюдения за посаженными лекарственными растениями, сравнивая фенологические данные для представителей одного семейства. Изучение различных способов размножения (вегетативного и семенного) - задача, требующая многолетней кропотливой работы, по результатам которой можно отметить наиболее удачный способ размножения в культуре для конкретного вида растения.
Ребятам можно предложить заняться изучением онтогенеза особей конкретного вида: выделить и описать периоды большого жизненного цикла растения (период первичного покоя, виргинильный, генеративный, сенильный), сделать гербарий различных возрастных состояний растения. Кроме этого, растения с пришкольного участка могут пополнить школьный гербарий и послужить раздаточным материалом для практических занятий на уроках ботаники.
Школьники старших классов могут проводить экскурсии по лекарственному огороду для младших школьников и своих одноклассников.
Примерные темы:
- "Лекарство в лесу (на лугу)";
- "Вкусно и полезно" (о лекарственных растениях, используемых в кулинарии);
- "Полезные красавцы" (о декоративных лекарственных растениях);
- "История одного лекарственного растения" (и т.д.)
Возможно проведение викторин, подготоленных самими школьниками, с тематикой, связанной с лекарственными растениями.
Научно-исследовательская работа подобного рода может проводиться со школьниками на уроках ботаники в классах с углубленным изучением биологии. Можно предложить индивидуальные или групповые самостоятельные задания по изучению отдельных видов и семейств в целом с последующим докладом, обсуждением и корректировкой результатов.
На занятиях биологических кружков юннаты могут взять более сложные темы для изучения и сравнительного анализа полученного материала: "онтогенез кровохлебки лекарственной", "Строение и разнообразие цветков видов растений семейства розоцветных", "Форма роста и видоизменение побегов у некоторых представителей семейства розоцветных", "Разнообразие листьев у растений семейства розоцветных" и т.п. Наблюдения могут проводиться несколько лет, а полученные данные в дальнейшем послужат началом для глубокого изучения темы.
Список видов для создания систематического лекарственного огорода.
Наши предложения учитывают тематику школьной программы, но спектр изучаемых семейств может быть расширен.
Представители семейства губоцветных.
будра плющевидная (Glechoma hederacea),
буквица лекарственная (Betonica officinalis),
душица обыкновенная(Origanum vulgare),
живучка ползучая (Ajuga reptans),
зюзник европейский (Lycopus europaeus),
мята полевая (Mentha arvensis),
пикульник ладанниковый (Galeosis ladanum),
пустырник пятилопастной (Leonarus quinquelobatus),
тимьян ползучий (Thymus serpyllum),
черноголовка обыкновенная (Prunella vulgaris),
чистец лесной (Stachys sylvatica),
яснотка белая (Lamium album).
Представители семейста розоцветных.
гравилат городской (Geum urbanum),
земляника лесная (Fragaria vesca),
костяника (Rubus saxatilis),
кровохлебка лекарственная (Sanguisorba officinalis),
лапчатка прямостоячая (Potentilla erecta),
лапчатка серебристая (Potentilla argentea),
манжетка обыкновенная (Alchemilla vulgaris),
репешок обыкновенный (Agrimonia eupatoria),
таволга обыкновенная (Filipendula vulgaris).
Представители семейства сложноцветных.
бессмертник песчаный (Helichrysum arenarium),
василек синий (Centaurea cyanus),
девясил высокий (Inula helenium),
дурнишник колючий (Xanthium spinosum),
золотарник обыкновенный (Solidago virgaurea),
кошачья лапка двудомная (Antennaria dioica),
лопух большой (Arctium lappa),
лопух паутинистый (Arctium tomentosum),
мать-и-мачеха обыкновенная (Tussilago farfara),
мелколепестник канадский (Erigeron canadensis),
мордовник обыкновенный (Echinops ritro),
нивяник обыкновенный (Leucanthemum vulgare),
пижма обыкновенная (Tanacetum vulgare),
подорожник большой (Plantago major),
подорожник ланцетолистный (Plantago lanceolata),
полынь горькая (Artemisia absinthium),
полынь обыкновенная (Artemisia vulgaris),
ромашка ромашковидная (Matricaria matricarioides),
ромашка аптечная (Matricaria recutita),
тысячелистник обыкновенный (Achillea millifolium),
цикорий обыкновенный(Cichorium intybus),
череда трехраздельная (Bideus tripartita),
ястребинка волосистая (Hieracium pilocella).
Представители семейства бобовых.
вязель многоцветный (Coronilla varia),
донник лекарственный (Melilotus officinalis),
дрок красильный (Genista tinctoria),
клевер луговой (Trifolium pratense),
сочевичник весенний (Orobus vernus),
чина луговая (Lathyrus protensis).
Представители семейства крестоцветных.
желтушник левкойный (Erysimum cheiranthoides),
пастушья сумка обыкновенная (Capsella bursa-pastoris),
свербига восточная (Bumas orientalis),
ярутка полевая (Thlaspi arvense).
К списку статей...
|