эмблема ДООБ - лесовик дистанционная обучающая олимпиада по биологии дистанционная обучающая олимпиада по биологии

Сборник статей научно-практического семинара
"Лекарственные растения" в школьной биологии"

От кого: Чухрий Ольга Юрьевна, учитель биологии НОУ школы Личность г. Москвы
Тема: Карточки по лекарственным растениям
Дата: 24 марта 2002

Здравствуйте, коллеги!

Использование карточек самое разнообразное: от изучения cоответствующих тем, где полезны знания о лекарственных растениях, до викторин и КВНов.

1. Вставьте пропущенные слова

  1. Первые записи о лекарственных растениях принадлежат ..., жившим около ... ... ... назад на территории современного Ирака.

    Ответ: шумерам, 6 тыс. лет.

  2. В 1633 г. европейцы узнали о лечебных свойствах ... дерева, которым издревле пользовались перуанские индейцы при лечении малярии.

    Ответ: хинного.

  3. Профессор С.П.Боткин в 1881 г. впервые применил в своей московской больнице настойку из цветков ландыша в качестве + средства.

    Ответ: сердечного.

2. О каком растении идет речь?

  1. В русских старинных лечебниках можно было прочитать такие слова: Вода цвета свороборинового раны заживляет, свербеж выводит, ране не дает распространиться ни в ширину, ни в длину . Какое растение во времена Ивана Грозного называлось свороборин ?

    Ответ: шиповник.

  2. Плоды этого растения похожи на дыню. В них содержится фермент папаин,который способствует пищеварению. Этот фермент нашел применение и в нейрохирургии, стоматологии, офтальмологии, так как хорошо расщепляет белки.

    Ответ: папайя.

  3. Ценное пищевое, кормовое и лекарственное растение о возникновении которого гласит следующая индейская легенда. Семь дней и ночей, не покладая рук, трудились два почтенных старца Иксмуканэ и Икспияек бог Зари и бог Сумерек.

    Для цвета они взяли олицетворяющее богатство золото, для сердца каплю молока косули, для силы каплю крови пумы, для стойкости позвоночник барсука, для духа перо боевого украшения воина, для вечности крупицу голубой яшмы. А чтобы их творение облетело весь мир, добавили коготь ястреба. Все вложили в змеиную шкуру, обновляющуюся каждый звездный год, и закопали в землю. Так появилась на свет ... .

    Ответ: кукуруза.

  4. Об этом растении можно прочесть еще в трудах Гиппократа, Аристотеля,Пифагора. В нем обнаружен противоязвенный витамин. Его, не заботясь о повышении веса, едят желающие сохранить фигуру. Ему благодарны диабетики.

    Его прикладывают к больным суставам, ровоподтекам, переломам, гноящимся ранам, полощут горло при ангине, втирают в кожу головы, чтобы лучше росли волосы. Оно помогает от угревой сыпи. Оно улучшает зрение. Его жуют при заболевании десен. Вы наверное подумаете,что речь идет о чем-то уникальном? Совсем нет. Блюда из него у нас на столе почти каждый день.

    Ответ: белокачанная капуста.

  5. В диком состоянии это растение произрастает в Греции, но его родиной считается Средняя Азия. В его плодах есть все необходимые для нормального питания углеводы, дубильные и минеральные вещества, жиры и эфирные масла. Они очень богаты витаминами.

    По содержанию витамина С плоды этого растения в 8 раз превосходят черную смородину и в 50 раз плоды цитрусовых. После хирургических операций они обязательно включаются в рацион. А мази из них применяют при кожных заболеваниях.

    Ответ: грецкий орех.

  6. Одно из самых древних лекарственных растений. В 12 веке до нашей эры его заготавливали в Китае. Древние греки и римляне применяли его семена для лечения дизентерии. Авицена считал, что его листья останавливают кровотечения, заживляют раны, язвы, его сок успокаивает боль в ушах, а полоскание отваром - зубную боль. Его применяют как отхаркивающее средство и средство от морщин.

    Ответ: подорожник.

Уважаемые коллеги, если вам понравились задания, и вы бы хотели составить что либо подобное, рекомендую обратиться к следующей литературе: Рохлов В. и др. Занимательная ботаника М: Аст-Пресс ,1998; Тышкевич Г. Растения и проблемы века Кишинев: Штиинца ,1990.

 

Отзыв Битневой Татьяны Павловны, учитель биологии лицея 10 г. Одинцово, Московской области

С интересом просматриваю работы. Моя копилка пополняется. Ваш материал очень понравился, конкретные практические работы. Здорово!

Отзыв Мининой Зои Борисовны, методист по биологии ОМЦ СЗУО г. Москвы, ведущая семинара

Отзыв Рогановой Валентины Михайловны, учитель биологии гимназии 139, г. Омск

Отзыв Коноваловой Ольги Викторовны, учитель биологии школы 1185, г. Москва.

 

К списку статей...

 


 

 

 

Обновление:

Редактор сайта: Андрей Калеников
письмо редактору сайта

РЕКЛАМА:
За содержание баннеров
отвечает рекламодатель