Сборник статей научно-практического семинара "Лекарственные растения" в школьной биологии"
От кого: Боровинская Марина Александровна, учитель биологии школы 205 "Содружество", г. Новосибирск
Тема: Использование произведений художественной литературы на уроках биологии
Дата: 24 марта 2002
Здравствуйте, коллеги!
Хочу поблагодарить вас за присланные сообщения и поделиться своими наработками по данному вопросу. Многие правильно замечают, что в современном курсе биологии практически не отводится времени на изучение лекарственных растений, что вероятно и побуждает учителей заниматься поиском более интересных способов подачи материала. Мне будет приятно предложить для рассмотрения на семинаре собственные находки.
Этот материал взят из пособия по биологии, которое сейчас готовится к изданию. Оно содержит задания по курсам ботаники, зоологии, анатомии и физиологии человека, общей биологии и называется: "Использование произведений художественной литературы на уроках биологии"
1. "И Чертокуцкий, несмотря на весь аристократизм свой, сидя в коляске, так низко кланялся и с таким размахом головы, что, приехавши домой, привез в усах своих два репейника" (Гоголь "Коляска")
Как называется такой способ распространения семян, а какие Вы знаете еще? О каком растении идет здесь речь, как оно иначе называется и используется ли человеком в лечебных целях?
2. "Хмель, глушивший внизу кусты бузины, рябины и лесного орешника и пробежавший потом по верхушке всего частокола, взбегая наконец вверх и обвивал до половины сломленную березу (Гоголь "Мертвые души")
Какой тип побега у хмеля? Что Вы можете рассказать о лекарственных свойствах упомянутых растений.
3. "Нагнувшиеся от тяжести плодов широкие ветви черешен, слив, яблонь, груш; небо, его чистое зеркало - река в зеленых, гордо поднятых рамах:" (Гоголь "Сорочин-ская ярмарка")
К какому семейству относятся названные растения, определите типы плодов? Обладают ли эти растения лечебными свойствами? Ответ обоснуйте.
4. "Редиска румянилась сочными бочками, либо пряча, либо высовывая наружу белые хвостики корешков. Лук метал с тарелок иссиня - зеленые воздушные стрелы. Огурцы были настолько нежны, что парниковая зелень их кожицы отливала белизной" (Федин "Первые радости")
Какие органы названных растений человек использует в пищу? В чем их ценность для здоровья человека? К каким семействам они относятся?
5. "Жуешь? - спрашивает Иона свою лошадь, видя ее блестящие глаза.- Ну, жуй, жуй: Коли на овес не выездили, сено есть будем: Да: Стар я уже стал ездить: Сыну бы ездить, а не мне: То настоящий извозчик был: Жить бы только:" (Чехов "Тоска")
Объясните, почему кучер Иона считает овес ценнее сена? Какое значение имеет овес в культуре питания человека и как он влияет на работу ЖКТ?
Желаю всем творческих успехов! Буду рада узнать Ваше мнение.
Отзыв Битневой Татьяны Павловны, учитель биологии лицея 10 г. Одинцово, Московской области
С интересом просматриваю работы. Моя копилка пополняется. Особое спасибо за ваши "биологические открытия" в литературе - это эффективный приём для развития интереса в обучении детей.
Отзыв Мининой Зои Борисовны, методист по биологии ОМЦ СЗУО г. Москвы, ведущая семинара
Отзыв Рогановой Валентины Михайловны, учитель биологии гимназии 139, г. Омск
К списку статей...
|