эмблема ДООБ - лесовик дистанционная обучающая олимпиада по биологии дистанционная обучающая олимпиада по биологии

Сборник статей научно-практического семинара
"Лекарственные растения" в школьной биологии"

От кого: Роганова Валентина Михайловна, учитель биологии гимназии 139, Омск
Тема: КВН для учащихся 7 классов
Дата: 24 марта 2002

Здравствуйте, коллеги!

КВН проводится по окончанию изучения раздела "Систематика растений"

За неделю до КВН даются задания:

  • определиться с составом команд (по 6 - 7 человек);
  • избрать капитана;
  • придумать название команды, девиз, приветствие;
  • подготовить по 3 вопроса командам - соперникам, в том числе по одному о лекарственных растениях Омской области;
  • выпустить красочные газеты;

В день проведения урока - КВН оформить кабинет используя газеты команд, таблицы, гербарии.

Команды придумали следующие вопросы по лекарственным растениям:

- Какие органы одуванчика лекарственного используются в лечебных целях и как? К какому семейству относится это растение?

Семейство сложноцветных. С лечебной целью используют корни и траву растения.

Настой: 1 чайную ложку измельченных корней заливают стаканом кипятка. Настаивают 1 - 2 часа. Принимают по 1\4 стакана 3 - 4 раза в день.

Витаминный салат: молодые листья одуванчика поместить на полчаса в соленую воду для уменьшения горечи, затем порезать, посолить, запрвить майонезом или растительным маслом. Препараты одуванчика повышают секрецию пищеварительных желез, возбуждают аппетит, оказывают желчегонное, послабляющее, мочегонное действие. А также применяется для лечения фурункулеза, кожных заболеваний.

Корень одуванчика входит в состав аппетитного, желудочного, желчегонного сборов лекарственных трав.

- К какому семейству относится полынь горькая? Почему это растение считается лекарственным? В каких целях используется?

Относится к семейству сложноцветных. С лечебной целью используют траву. В народной медицине полынь применялась как ранозаживляющее.

Майскую полынь (отвар травы) принимали при желтухе, болезнях печени, мочевого пузыря, для изгнания круглых глистов, при бессоннице, обмороках, воспалении кишечника, отсутствии аппетита.

Настойка: готовится в соотношении 1:5из высушенной мелко порезанной травы полыни на 70% спирте. Назначается по 15 - 20 капель 3 раза в день за полчаса до еды.

- К какому семейству относится белена? Можно ли считать белену черную лекарственным растением? Если да, то какие органы используются?

Относится к семейству пасленовых. Это лекарственное растение. С лечебной целью используют листья растения. В научной медицине препараты из белены применяют в качестве спазмолитического средства при язвенной болезни желудка и 12 - перстной кишки, спазмах кишечника, при бронхиальной астме.

Белена оказывает местное обезболивающее и успокаивающее действие. Беленное масло готовят из листьев белены, настоенных на подсолнечном масле. Входит в состав различных наружных средств для растирания при невралгиях, миозитах, ревматизме.

- К какому семейству относится крапива ? Почему крапива двудомная считается лекарственным растением? В каком виде ее используют?

Семейство крапивных. Заготавливают листья крапивы в период цветения. В народной медицине издавна использовали как ранозаживляющее, кровоостанавливающее и регулирующее обмен веществ.

Настой корней с сахаром использовали как отхаркивающее. Вениками из крапивы парились при суставном ревматизме, радикулитах, мышечных болях (предварительно веники обваривают кипятком).

Водный настой: 1 столовая ложка сухих измельченных листьев на 1 стакан кипятка, настоять 1 час. Применяется для втирания в кожу головы при выпадении волос.

Молодые листья издавна использовались в пищу в виде салатов, в борщах, значительно повышая витаминность блюда.

Коллективная разминка тоже содержит по 2 вопроса о лекарственных растениях.

- Откуда такая поговорка "Белены объелся"?

Белена - ядовитое растение. При отравлении наблюдается нервное возбуждение и психическое расстройство. О человеке, который совершил несуразный поступок говорят, что он белены объелся, хотя это растение используется как лекарственное.

- Объясните смысл поговорки " Лук - от семи недуг".

Растение обладает целебными свойствами. Употребление лука улучшает пищеварение, губительно действует на бактерии, содержит витамин С.

- Объясните смысл пословицы "Картошка - хлебу присошка".

Можно считать картофель лекарственным растением? По своим пищевым достоинствам картофель занимает второе место после хлеба он является подпорой, помошником хлеба. Делают ингаляции. В кастрюлю с водой кладут картофельную кожуру, варят и дышат парами в течении 10 минут.

- Отгадайте загадку и объясните, почему это растение считается лекарственным, с какой целью оно используется? У мамки дочки - на шнурочке.

Земляника. Семейство розоцветных. С лечебной целью используют плоды и листья. Листья земляники лесной собирают во время цветения. Сушат в тени на открытом воздухе. Собранные плоды сразу же сушат в сушилке. Наружно сок плодов и раздавленные ягоды помогают при экземе, сыпях, небольших ранах.

Сок ягод используют для выведения веснушек, угрей, пигментных пятен. Листья земляники, собранные весной , заваривают вместо чая. В научной медицине применяют как слабое мочегонное средство, при авитаминозах.

- Назовите не менее 5 местных растений, плоды которых используются как лекарственное сырье.

Плоды земляники смородины черной, малины, крушины, черники, брусники, шиповника, рябины.

- Цветки или соцветия каких известных местных рстений используются в качестве лекарственного сырья?

Цветы липы, ромашки, бессмертника.

- Корни каких растений используются как лекарственное сырье? Назовите не менее 5.

Валериана лекарственная, одуванчик аптечный,солодка,щавеля конского, корневище кровохлебки, корень алтея.

- Назовите не менее 5 растений, листья которых используется как лекарственное сырье.

Мать - и - мачехи, подорожника большого, шалфея, крапивы, мяты перечной,тысячелистника, березы.

Такая форма урока позволяет учащимся самостоятельно работать с дополнительной информацией, что позволяет углубить и расширить знания о ценности лекарственных растений,сформировать у школьников бережное отношение и любовь к природе.

 

Отзыв Мининой Зои Борисовны, методист по биологии ОМЦ СЗУО г. Москвы, ведущая семинара

Отзыв Сердюк Валентины Александровны, учитель биологии 599 г. Москва

 

К списку статей...

 


 

 

 

Обновление:

Редактор сайта: Андрей Калеников
письмо редактору сайта

РЕКЛАМА:
За содержание баннеров
отвечает рекламодатель