Сборник статей научно-практического семинара "Лекарственные растения" в школьной биологии"
От кого: Вирютина Марина Васильевна, учитель биологии гимназии 75, г. Омск
Тема: Игры "Лекарственные растения вокруг нас"
Дата: 22 марта 2002
Здравствуйте, коллеги!
Вашему вниманию предлагаю биологические познавательные игры "Лекарственные растения вокруг нас", которые можно использовать в процессе преподавания школьного курса биологии. Я же рекомендую в конце темы "Классификация цветковых растений" курса ботаники.
Игра 1 - "Отгадай задуманное лекарственное растение"
На доске прикреплены гербарные экземпляры или большие открытки лекарственных растений. Один ученик выходит из класса, а оставшиеся загадывают лекарственное растение. Вернувшись, ученик задает вопросы, на которые класс отвечает "да" или "нет". Вопросы должны касаться морфологических признаков или причин применения этого лекарственного растения.
Например: На доске прикреплены: ромашка, тысячелистник, ландыш, пижма, лук, чеснок, зверобой, шиповник, лопух, подорожник и т.д.
Класс загадывает ромашку.
Вызванный ученик задает вопросы:
- Это лекарственное растение из класса двудольных? (Да)
- Это растение встречается во флоре Омской области? (Да)
- Это растение имеет чисто желтые цветки? (Нет)
- Это растение имеет цветки бело-желтые? (Да)
- У этого растение соцветие v корзинка? (Да)
- Это растение семейства сложноцветных? (Да)
Значит - это РОМАШКА!!!
Вопросов должно быть не более 7. По их характеру можно судить о знании материала.
Игра 2 - "Лекарственные шаги"
Сделай 10 шагов и на каждый шаг назови лекарственное растение и объясни его целебную силу.
Игра 3 - "По цепочке"
Учитель задает ученику вопрос на тему лекарственных растений. Он отвечает и сам задает вопрос другому и т.д. по цепочке. (По характеру вопросов можно оценить знания учащихся).
Игра 4 - "Рассказ - небылица"
Ребята должны уличить Мюнхгаузена (в его роли может быть и учитель и ученик), т.е. найти фактические ошибки в его рассказе.
Где найти такие рассказы? Можно составить текст с биологическими ошибками о лекарственных растениях, можно провести конкурс "вралей" среди учащихся и лучшие использовать. Как правило, ребята с большим вниманием относятся к такой игре.
Например, небылица шестиклассницы:
"Летом я жила в деревне. У бабушки большой огород, поэтому работы хватало всем: натаскать утром воды, в обед все полить, вечером прополоть. На бабушкином огороде чего только нет! Многие растения обладают лекарственной силой. А когда зацвели картофель, капуста, огурцы и морковка мы не могли налюбоваться и нарадоваться. На огурцах мы оборвали все пустоцветы и еще, потом нам пришлось окучивать лук и чеснок и поливать подсолнечник".
Ребятам предлагается найти 6 ошибок, исправить их и дать объяснения.
Игра - конкурс "Айболит"
Ребятам предлагается использовать полученные ими знания о лекарственных растениях на практике.
"Представьте себе, что вы приходите к товарищу, а он болен. Его мучает кашель и насморк, болит горло, повышена температура. Какие народные лекарственные средства для лечения вы посоветуете ему, используя знания о растениях выпавшего на вашу группу семейства".
Класс делится на 5 групп, вызывается по одному представителю из группы, которые вытягивают жетон с названием семейства для своей группы.
Предлагаемые семейства: крестоцветные, розоцветные, пасленовые, лилейные, злаковые.
Например, ответы учащихся 6-х классов гимназии 75 г. Омска за 2002 год.
1-я группа: крестоцветные. (Редька с медом)
2-я группа: пасленовые. (Пар отварного картофеля)
3-я группа: розоцветные. (Чай шиповника)
4-я группа: лилейные. (Нарезать на мелкие кусочки лук и чеснок и поставить в жилых комнатах или посыпать сахаром и дать постоять полученный сок принимать несколько раз в день.)
5-я группа: злаковые. (Корневища пырея ползучего настоять с водой и принимать несколько раз в день)
Отзыв Мининой Зои Борисовны, методист по биологии ОМЦ СЗУО г. Москвы, ведущая семинара
Отзыв Сердюк Валентины Александровны, учитель биологии школы 599, г. Москва
К списку статей...
|