Сборник статей научно-практического семинара "Лекарственные растения" в школьной биологии"
От кого: Роганова Валентина Михайловна, учитель биологии гимназии 139, г. Омск
Тема: Урок по теме "Места обитания дикорастущих растений. Зеленая аптека" (5 кл.)
Дата: 17 марта 2002
Здравствуйте, коллеги!
На первом уроке темы "Растения - посредники между небом и Землей" даю задание всем учащимся - поискать в литературе, поспрашивать у мам и бабушек сведения о различных лекарственных растениях и способах их применения. Затем прошу принести к уроку соответствующей темы. Такая форма работы побуждает пятиклассников к работе с дополнительной литературой и общению со старшими людьми.
В начале урока в процессе беседы выясняем вопрос о дикорастущих растениях, а остальное время использую для проведения конкурса "Ай, болит!".
Конкурс проходит следующим образом. В классах по 28 человек, класс делится на 5 групп. Ребятам предлагается использовать полученные ими знания о лекарственных растениях на практике. Каждую зиму болеют простудными заболеваниями и объявляется карантин по гриппу, некоторые болеют и не ходят в школу. Представьте себе, что вы приходите к товарищу, а он болен. Его мучает кашель и насморк, болит горло, повышена температура. Какое народное средство для лечения вы посоветуете ему, используя знания о лекарственных растениях?
1 группа - хорошее средство от кашля - редька с медом. Приготовить его надо так:взять черную редьку, вымыть ее, ножом вырезать сердцевину так, чтобы вошли 2 чайные ложки меда и оставить на 3 - 4 часа. Жидкость, образующуюся внутри редьки, пить 3 - 4 раза в день до еды.
-
можно редьку нарезать очень тонкими ломтиками, посыпать сахарной пудрой, появившийся сладкий сок принимать по столовой ложке каждый час.
-
1 столовую ложку сухих листьев подорожника залить 1 стаканом кипятка. Настоять, укутав, 2 часа, процедить. Принимать по 1 столовой ложке 4 раза в день за 20 минут до еды и при приступах кашля.
-
2 столовые ложки сливочного масла, 2 желтка свежих яиц, 1 чайная ложка пшеничной муки, 2 чайные ложки меда, 1 чайная ложка порошка корня солодки. Все хорошо смешать. Принимать при кашле по 1 чайной ложке многократно в день.
-
11 зубков чеснока и луковицу среднего размера кипятить в литре молока до размягчения овощей. Принимать в теплом виде по 1 столовой ложке в час.
2 группа - при простудных заболеваниях хорошим жаропонижающим средством считается сухие плоды малины, заваренные в виде чая. Для этого 2 столовые ложки сухой малины заваривают в стакане кипятка, настаивают и пьют как чай 2 - 3 раза в день с последующим укутыванием в постели.
- выпить полстакана воды, в которой размешать 5 капель иода. Через час выпить настой липового цвета, хорошо закутаться и постараться заснуть.
3 группа - рекомендуем вдыхание пара, получаемого при раздавливании только что сваренного картофеля. Он хорошо согревает верхние дыхательные пути.
- сухие плоды малины - 10 грамм, цветки липы - 10 грамм. 2 столовые ложки смеси залить2 стаканами кипящей воды, кипятить 5 минут, процедить через марлю. Пить отвар горячим по полстакана 3 -4 раза в день как жаропонижающее и противовоспалительное средство при простуде и гриппе.
4 группа - в качестве потогонного и отхаркивающего средства использовать настой корневища пырея ползучего. Для его приготовления берут 15 - 20 грамм корневищ, заливают 2 стаканами холодной воды и настаивают 10 - 12 часов. Принимать теплым после еды по 1\4 стакана.
-
1 столовую ложку сосновых почек залить 1 стаканом крутого кипятка, настоять, укутав, 30 - 40 минут, процедить. Принимать по 1 - 2 глотка при позывах на кашель, помогает сразу.
-
1 чайную сожку корня древесила высокого залить 1 стаканом кипяченой холодной воды , настоять 10 часов. Пить по 1\4 стакана 4 раза в день за 30 минут до еды.
5 группа - если кашель только начинается, то поможет сок лука. Несколько луковиц надо мелко нарезать, положить в стеклянную посуду, густо посыпать сахаром и дать постоять. Полученный сок пьют 4 - 5 раз в день по чайной ложке.
-
лук помогает и при насморке. Для этого 1 - 2 столовые ложки натертого лука надо положить на дно чашки, которую поставить в посуду с горячей водой. Чашку накрывают воронкой из плотной бумаги и через нее попеременно дышат то одной, то другой ноздрей по 10 - 15 минут 3 - 4 раза в день.
-
Знахарский способ лечения насморка. После начала насморка сделать горчичники из горчицы в порошке и приложить их к пяткам ног, забинтовать фланелью. Надеть теплые шерстяные носки и держать горчичники от часа до двух. Затем снять горчичники и быстро ходить некоторое время по комнате. Лучше это сделать перед сном. Насморк прекратится до рассвета.
В конце урока ребята сдают написанные на листочках рекомендации. Подвести итоги урока , выставить оценки.
Отзыв Мининой Зои Борисовны, методист по биологии ОМЦ СЗУО г. Москвы, ведущая семинара
Отзыв Битневой Татьяны Павловны, учитель биологии лицея 10 г. Одинцово, Московской области
С интересом просматриваю работы. Моя копилка пополняется. Ваш урок биологии для 5 класса очень понравилась, конкретная практическая работа. Здесь у пятиклассников осуществляется активное практическое участие, сочетающееся с элементами соревнования. Здорово!
К списку статей...
|