Сборник статей научно-практического семинара "Лекарственные растения" в школьной биологии"
От кого: Нифантьева Елена Анатольевна, учитель биологии и экологии школы 827 г. Москва
Тема: Cтенд "Лекарственные растения"
Дата: 14 марта 2002
Здравствуйте, коллеги!
Очень часто обсуждая с учащимися вопрос о значении растений в жизни человека, мы забываем о важной роли лекартвенных растений. Последнии десятилетия лечение различных заболеваний фитотерапией преобретает все большее распространение, но в курсе биологии 6-7 класса, к сожалению, не удиляется должного внимания этому вопросу.
Чтобы исправить создавшееся положение, можно оформить стенд "Лекарственные растения". и использовать его при изучении темы "Классификация Цветковых растений".
В параграфах учебника Т.И. Серебряковой "Биология:растения, бактерии, грибы, лишайники", мы находим много лекарственных растений. Именно эти растения и могут быть помещены на стенд как представители различных семейств с указанием их лекаственных свойств.
В семействе Мотыльковые к лекарственным растениям относят термопсис ланцетовидный, донник лекарственный и солодка голая ( в тексте учебника указывается какое лечебное действие оказываю эти растения).
В семействе Пасленовые указываются растения, содержащие вещества, которые используются для приготовления лекарственных препаратов. Это - белена черная и дурман обыкновенный.
Среди растений семейства Сложноцветные большое количество лекарственных растений, "без которых не обходится ни одна аптека". Это такие известные растения как одуванчик лекарственный, ромашка непахучая, арника, полынь
цитварная, ромашка лекарственная, сушеница болотная.
Также лекарственными свойствами обладают представители семейства Лилейные: ландыш майский, чеснок, лек репчатый, купена лекарственная.
Все перечисленные мною растения рассматриваются в тексте учебника как лекарственные. Но есть и такие виды, которые всем известны как лекарственные, но в учебника рассматривается только их строение и систематическая принадлежность. Это - шиповник, рябина, черемуха, калган, гравилат( семейство Розоцветные), мать-и-мачеха(семейство Сложноцветные) и многие другие.
Для оформления стенда необходимо подготовить материал о каждом растении, скомпоновав его в виде карточки, образец которой хочу предложить Вам.
Название вида: Ландыш майский
Семейство: Лилейные
Используются: цветки, листья, трава.
Применение: при сердечных неврозах, эндокардитах, аритмиях, усиленном физическом напряжении. |
|
В такой карточке нужно указать название вида, систематическое положение, какая часть растения используется в фитотерапии и каким лечебным действием обладает. К карточке можно приложить гербарий растения, так как практически все они являются широко распространенными и гербаризация их разрешина.
Очень надеюсь, что Вам будет легко представить, как должен выглядить стенд "Лекарственные растения" и Вы будите использовать его на уроках по систематики растений.
Желаю всем творческих успехов!
Отзыв Мининой Зои Борисовны, методист по биологии ОМЦ СЗУО г. Москвы, ведущая семинара
Отзыв Кузнецовой Светланы Ивановны, учитель биологии и экологии гимназии 1 г. Кирово-Чепецка
К списку статей...
|